Оценка бизнеса

Оценка бизнеса — это определение не рыночной либо рыночной стоимости бизнеса, как целостного комплекса имущества. Покупка готового бизнеса — отличный вариант для тех, кто не готов к высоким рискам старта бизнеса с нуля, имеет деньги и знает, как заключить такую сделку выгодно. 

При покупке готового бизнеса нужно проанализировать несколько его основных характеристик и только после этого принимать решение, стоит ли проект потенциально затрачиваемых средств. 

Основные советы при покупке готового бизнеса 

Анализ поставщиков. В первую очередь нужно оценить, кто поставщики, в каких отношениях с ними текущий владелец, насколько долгосрочны отношения, готовы ли они работать с новым собственником также как с предыдущим не меняя условий в худшую сторону. 

Знакомство с сотрудниками. Безусловно, приобретая бизнес, можно полностью поменять весь штат сотрудников, но это энергозатратно и финансово невыгодно. Действующая команда способна отлично отразить, насколько хорошо выстроена корпоративная культура, привлекателен ли работодатель для хороших специалистов. Команда может рассказать много интересных фактов о своем работодателе и его способе ведения бизнеса. Кроме того, общение с сотрудниками поможет понять, сможет ли новый владелец сработаться с командой. 

Изучение финансовой истории. Все, что связано с налогами и просроченными задолженностями, представляет собой один из самых важных вопросов при покупке бизнеса. Обязательно нужно использовать все средства, чтобы тщательно проанализировать финансовую историю проекта: от самого старта до настоящего времени. Нужно собрать информацию обо всех уплаченных налогах, сделать запросы в соответствующие органы и получить официальное подтверждение об отсутствии задолженностей, получить контакты всех внешних организаций-партнеров и убедиться, что история взаимодействия с ними благоприятна. 

Оценка главных критериев успешности бизнеса. Это очень важный момент при покупке готового проекта. Необходимо понять, что движет целевой аудиторией, почему она выбирает именно этого поставщика. Иногда успех бизнеса определяется силой личности владельца, его харизмой, авторитетом или связями. И тогда менять владельца будет очень рискованно, ведь существенная часть целевой аудитории может уйти, а к привлечению новой клиентской базы нужно готовиться заранее. 

Прояснение планов предыдущего владельца. Большим преимуществом является готовность прежнего собственника поддерживать контакт и оказывать поддержку при возникновении трудностей. Это не означает, что собственник должен будет вкладывать столько же усилий как и раньше, но всегда безопасней заручиться поддержкой на случай действительно непростых ситуаций. Наверняка многим приходилось хотя бы однажды устраиваться на новое или первое место работы. Наличие хотя бы одного более опытного сотрудника, который первое время рассказывает об особенностях работы в компании, значительно сокращает сроки адаптации и погружения в процесс новичка. В бизнесе происходит практически то же самое. Возможно, владелец в силу обстоятельств не может принимать участие в дальнейшем развитии бизнеса, тогда для той же цели стоит наладить контакт с самыми опытными специалистами или давними хорошо зарекомендовавшими себя партнерами. 

Оценка предстоящих расходов. Сама покупка бизнеса предполагает заранее оговоренную цену. Но уже в первые дни работы всплывают сокрытые ранее статьи расходов: подписанный договор на рекламу, которые не может быть прерван ранее установленного срока, договора с провайдерами интернет-услуг, телефонными компаниями и т.п. Это могут быть небольшие статьи расходов, но в таком количестве, которое здорово «ударит по карману». Поэтому такие детали стоит обговорить заранее. 

Проанализировав все вышеперечисленные моменты, уже можно понять, стоит ли проект цены, которая за него выставлена. Возможно, цена значительно ниже той, которую был готов потратить покупатель и это очень привлекательно. 

Но в действительно стоит сравнивать цену лишь с реальным качеством продукта, который планируется приобрести, невзирая на возможную экономию на фоне других предложений. Следуя приведенным советам, выбрать самое успешное предложение легко.